Задумчивость это признак душевного перелома к паустовский

Урок русского языка в 8 классе

Задумчивость это признак душевного перелома к паустовский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Конспект урока русского языка в 8 классе

«ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ»

Выполнила:

Горбунова Е.В., учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 48

Волгоград, 2015

Цели урока:

Обучающие

    • Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;
    • научить правильно ставить его.

Развивающие

    • развить у учащихся умение применять полученные знания;
    • обогатить словарный запас учащихся.

Воспитывающие

    • способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  • Назовите главные члены предложения.
  • Что такое подлежащее?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • Какой член предложения называется сказуемым?
  • На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!

  2. Сияют переливаются купола собора.

  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

  4. Краткость достоинство прозы.

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114);

  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. — сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знатьтри языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте… (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также, лишьи др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное… (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. естьсущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.

  2. Ум без книги как птица без крыльев.

  3. Старость не радость.

  4. Человек вот правда жизни.

  5. Люди как реки.

  6. Великое дело новость.

  7. Пятью пять двадцать пять.

  8. Погода несносная дорога скверная.

  9. Татьяна не дитя.

  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.

  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  13. Сердце не камень.

  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно)

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

Бедность не порок.

5.

Июнь лишь начало лета.

6.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память – одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-416584.html

Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2020

Задумчивость это признак душевного перелома к паустовский
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2020 “Типовые экзаменационные варианты” под редакцией И.П. Цыбулько.

Вариант 1

Текст

Эй, как тебя!.. Новичок… как твоя фамилия?Буланин вздрогнул и поднял глаза.  Полный текст:

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».

Игорь Михайлович Милославский утверждает: «Союзы, будучи служебными словами, то есть употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». И лингвист совершенно прав, ведь союзы могут быть подчинительными и сочинительными.

Подчинительные дают возможность отразить обстоятельственные значения, а сочинительные – значения последовательности, одновременности, противопоставления, разделения, отражая тем самым смысловые оттенки того, что хотел сказать пишущий.Например, в десятом предложении есть союз, который помогает автору передать значение последовательности действий.

Это сочинительный союз «и»: «захватил … и начал вертеть». Есть в тексте Куприна очень интересное выражение: «толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол». Здесь использован подчинительный союз «что», который вместе с указательным местоимением «так» выражает значение степени проявления действия – это обстоятельственное значение.

Таким образом, мы убеждаемся, что союзы действительно являются словами, которые имеют значение.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 40 текста: «Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями…»

Смысл предложения 40 в тексте Куприна я понимаю так: только сон помог мальчику забыться от стыда и раскаяния, которые он остро переживал. Буланин вовсе не был плаксой, зря его в этом обвиняют, он просто очень любит и жалеет свою маму.О глубине его отношения к матери можно узнать из предложения 34.

Именно это «тонкое» чувство заставляет его так мучительно стыдится за то, что он позволил сделать своим однокашникам.Буланин открыто признаётся сам себе, что «предал» горячо любимого и любящего человека, об этом говорится так: «он совершил сегодня утром против неё нехороший, низкий, трусливый поступок».

Осознание этого вызывает в душе мальчишки бурю эмоций, которые заставляют страдать и мучиться.Нельзя называть «плаксой» того, чьи слёзы вызваны любовью и жалостью к дорогому человеку, кто страдает от раскаяния и стыда. Плохо, что самым милосердным к бедному и одинокому ребёнку был только сон.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасно малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Нравственный выбор – это поступок, в основе которого лежит любовь и уважение. Если мы в своих действиях постоянно помним о тех, кто нам близок и любим нами, тогда мы становимся сильны духом. Если этого нет, то речь идёт о малодушии.Чем опасно малодушие? Прежде всего тем, что рано или поздно оно приводит к предательству любимых людей.

Так произошло с героем рассказа Куприна, который, стараясь угодить «старичкам», забыл о том, как мама старалась для него, с какой любовью она пришивала ему пуговицы, как гордилась тем, что может что-то для него сделать. Она вкладывала в это дело всю свою душу.

Когда Булганин понял, что невольно совершил предательство, позволив оторвать пуговку, то на него обрушились муки совести. Это и можно назвать наказанием за малодушие.Мы читали в седьмом классе рассказ К. Паустовского «Телеграмма». В произведении говорится об одной старушке, дочка которой забыла о ней.

Умерла Катерина Ивановна на руках сердобольных соседей. Её дочь малодушно искала любви и уважения среди чужих людей, не думая о том, кому она была нужна больше всего. За это ей и наказание – тайком, как вор, она прокралась на могилу матери, чтобы её никто не видел.

Что может быть страшнее такого стыда!

Итак, малодушие – это неправильный нравственный выбор, который грозит вечными муками от стыда за самого себя – предателя любимых людей, от раскаяния, когда нельзя уже искупить свою вину.

ОГЭ (гиа) по русскому языку Сочинения к варианту №10 ОГЭ по русскому языку “36 вариантов. И.П. Цыбулько”.

Текст

Жили-были в предвоенном Ленинграде художник Пётр Петрович и его жена Елена Аркадьевна. И был у них Дар, чёрный красавец пинчер. Хозяева души не чаяли в своём Даре.  Полный текст:

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Юлия Абрамовича Бельчикова: «Лексическое значение слова выявляется в сочетании с другими словами».

Лингвист Юлий Абрамович Бельчиков считает: «Лексическое значение слова выясняется в сочетании с другими словами». И это совершенно справедливо, ведь многие слова являются многозначными, и только из контекста можно определить их лексическое значение.Например, в тексте Фёдора Александровича Абрамова есть слова: «снимал», «наполнял (предложение 15).

Только из словосочетаний «снимал усталость», «наполнял бодростью» можно понять, что они обозначают здесь «устранял» и «придавал».«Был уже снег, припекал мороз», – читаем в двадцать седьмом предложении и понимаем, что без слова «мороз» значение слова «припекал» нам понять было бы невозможно.

Как видим, высказывание лингвиста Бельчикова является верным, и текст Абрамова даёт нам возможность в этом убедиться.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Дар не прикоснулся к кастрюльке, даже крышку не сбил с неё. Но что стоило ему это? На полу была лужа слюны».

Смысл финала текста я понимаю следующим образом: в тексте Фёдора Александровича Абрамова говорится о необыкновенной собаке, которая любит своих хозяев преданно и самоотверженно. Об этом мы можем судить не только из финального предложения.

Обратим внимание на фрагмент: «А когда рядом с тобой Дар – привалился к его горячему мягкому боку и лежи, как на печи».

Как трогательно здесь говорится о том, как пёс согревал своим теплом старенького, «вечно зябнувшего» хозяина во времена возведения оборонных сооружений.

А как печалится верный Дар, проводив художника в госпиталь: «… долго сидел у занесённого снегом крыльца и безутешно, как это умеют только собаки, плакал».Дар, герой произведения Астафьева, – удивительный пёс. Можно сказать, что он верный, самоотверженный, преданный друг.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слова ПРЕДАННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается ценность преданности?».

Преданность – это особенное чувство, которое проявляется в неизменной любви и верности, самоотверженной заботе о том, кого считают высшим существом – своим хозяином.В тексте Фёдора Александровича Абрамова подобной преданностью обладает пёс, по кличке Дар.

Это такое удивительное существо, котороепомогает своей хозяйке даже носить покупки: «Лёгкую поклажу в зубы, а та, что потяжелее, – на спину». А чего стоит самоотверженное поведение Дара, когда он, голодный, был оставлен наедине с кастрюлькой, от которой так аппетитно пахло варёной печёнкой!О подобной преданности можно прочитать и в повести Джека Лондона «Белый клык».

Полюбив своего хозяина, пёс, рождённый свободным, добровольно отказывается даже от самой жизни. Это было, когда его хозяин вдруг надолго уехал. Белый клык перестал есть, терял силы с каждым днём, в нём не было никакой воли к жизни. А в конце произведения, рискуя собой, преданный пёс спас отца хозяина от страшного преступника, проникшего в дом с целью отомстить за свои неудачи.

Преданность является примером всепоглощающего чувства, она может служить примером беззаветной любви, о которой только можно мечтать.

Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2020

Источник: https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/58510-sochineniya-k-variantu-1-oge-2020.html

Задумчивость Задумчивый

Задумчивость это признак душевного перелома к паустовский

Задумчивое лицо — это ещё не признак ума.

Неизвестный автор

      Задумчивость как качество личности – склонность погружаться в раздумья, размышления, мечты; усиленно сосредоточиваться на своих мыслях.

      Два эмбриона разговаривают в утробе матери: — Как ты думаешь, есть ли жизнь после родов? Второй задумчиво отвечает: — Не знаю… Оттуда еще никто не возвращался…

      На даче муж кричит жене: — Дорогая, я картошку выкопал, ограду укрепил, воды натаскал! Что еще надо сделать? Жена, задумчиво: — Кажется, у виагры какое-то другое предназначение…

     Муж, игриво: — И в кого ж это наш сынишка такой красивый? Неужели в меня? Жена, задумчиво: — Не исключено…

      Задумчивость – дочь разума. Разум заставляет человека задуматься, правильно ли он живёт, развивается или деградирует. Когда человеком управляет тело, а душа ходит в Золушках, он вообще не задумывается над тем правильно или неправильно он живёт. Если разум на задворках, и человеком управляют ненасытные чувства и беспокойный ум, ему некогда проявлять задумчивость.

     Ум и чувства живут в режиме — нравится – не нравится, приятно – неприятно. С момента, когда они сумели надеть на разум наручники, человек не может осуществлять самоконтроль и самодисциплину. Задумчивость – функция разума. Если разум колонизирован умом и чувствами, задумчивости в жизни человека нет места. Он порхает по жизни, как мотылёк.

    В опере Верди «Травиата» героиня поёт на этот счёт: «Быть свободной, быть беспечной, в вихре света мчаться вечно и не знать тоски сердечной — вот дано что мне судьбой! День пусть сменит тьма ночная, дум моих не изменяя, пусть несётся жизнь пустая, мчатся дни своей чредой!» То есть, когда человек деградирует, то есть безвольно отдаёт в полон свою душу и разум уму и чувствам, он не способен проявлять задумчивость.

     Задумчивость – дар разумному человеку. Она позволяет понять, правильным ли курсом он идёт. Конечный пункт пути человека задумчивость детально расписать не сможет, но стратегическое направление указать ей по силам. К примеру, человек идёт на восток.

Конкретной точки «Восток» не существует. Сколько бы он ни шел в этом направлении, впереди всё равно будет восток. Например, человек идёт к Богу. Сравняться с Богом по своим качествам личности  он никогда не сможет. Как познание бесконечно, так и путь к Богу бесконечен.

Путь становится идеальным, потому что человек стремится к идеалу, эталону. На пути к Богу человек совершенствуется, духовно развивается, личностно растёт. Задумчивость ему необходима для того, чтобы не сбиться с пути.

Задумчивость, как огромное дерево в густом лесу,  сможет помочь, если на него взобраться,  найти правильный путь к идеалу.

     Задумчивость – производная разумности. На каком-то этапе человек может засомневаться, правильным ли курсом он идёт, не ошибся ли он, доверяя общему ходу дел. На первый план сцены жизни выходит задумчивость. Человек посредством разума начинает

https://www.youtube.com/watch?v=nhPSs8jiaeA

перебирать факты, анализировать, сравнивать и сопоставлять их с уже имеющимся знанием и практическим опытом. Затем, хорошенько всё обдумав, он принимает решение, как жить дальше.

    Общаются двое «новых русских «. Один говорит задумчиво: «С возрастом много думаю о смысле жизни… Пришел к выводу о том, что дарить подарки приятней, чем их получать… Стал очень любить и ценить людей… Кстати, очень жаль, что с отменой крепостного права их нельзя дарить…

    На парковке рядом расположились «жигули» и «феррари». Водитель «жигулей» задумчиво смотрит на «феррари» и спрашивает у водителя: — Слушай, друг, как тебе твоя машина, хорошая или плохая? А то я смотрю, люди не очень-то её покупают.

    Зачастую истинную задумчивость отождествляют с хаотичной, сумбурной, спонтанной деятельностью ума. Это методологически не корректно. Ум живёт в рамках: Я хочу это иметь. Мне это нравится, а это не нравится.

Я хочу  получать удовольствия и наслаждения здесь и сейчас. Я не намерен откладывать удовлетворение своих потребностей на будущее. Я хочу во всё возрастающих размерах пользоваться сегодня всеми радостями жизни.

    Деградирующий человек, не задумываясь, выполняет все команды своего неугомонного ума:

    Прибегает парень к врачу и кричит: — Доктор, кастрируйте меня! Врач удивлённо: — Зачем вам кастрация? — Делайте быстрее, потом объясню! Ну, сделали ему операцию, парень вышел из-под наркоза, доктор его и спрашивает: — Ну, теперь хоть расскажите, зачем вам, такому красивому и молодому, это понадобилось. – Понимаете, доктор, я собираюсь жениться на еврейке, а у них такой обычай. — Так может вам надо было обрезание сделать? — А я что сказал?

     По тому, что человеку нравится, можно определить уровень его сознания. Если в голове у человека одни забавы, он далёк от задумчивости – прерогативы разума.

      Жена Ньютона как-то упрекнула мужа: — Ты не сможешь даже приготовить себе завтрак из яичницы. – Смогу. Когда она через час снова вошла в комнату, то увидела задумчивого Исаака Ньютона,  который стоял над кастрюлькой с яйцом в руках и… Угадайте, что варилось у него в кастрюльке? Это были его золотые карманные часы. Словом, картина маслом:

Что ты, голубчик, задумчив сидишь,

Слышишь – не слышишь, глядишь – не глядишь?

    Задумчивость часто погружается в мечты. Василий Жуковский в «Вечере» пишет:

Сижу, задумавшись; в душе моей мечты;К протекшим временам лечу воспоминаньем…О, дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/zadumchivost/

Ушиб-Лечение
Добавить комментарий