Транспортировка при переломе верхних и нижних конечностей

Транспортная иммобилизация при переломах

Транспортировка при переломе верхних и нижних конечностей

Транспортная иммобилизация при переломах костей представляет собой главный способ оказания доврачебной помощи потерпевшему, позволяющий обеспечить неподвижность и фиксацию травмированного участка. Каковы правила и сроки иммобилизации? Как оказать грамотную помощь при разных видах травм?

Для чего необходима?

Иммобилизация при переломе — это фиксация и обеспечение максимальной неподвижности пострадавшему, отдельному участку тела, органу, в период транспортировки больного в лечебное учреждение. При помощи транспортной иммобилизации удается достичь следующих результатов:

  1. Предотвратить смещение фрагментов и осколков кости, снизить риски развития возможных осложнений.
  2. Уменьшить болевой синдром.
  3. Создать оптимальные условия, необходимые для комфортной и безопасной транспортировки потерпевшего в травмпункт.

Любые движения, совершаемые человеком с переломом, доставляют ему сильную боль и могут нанести серьезный вред здоровью, усложнить лечебный процесс. Костные обломки, локализованные в области перелома, могут травмировать кровеносные сосуды, мягкие ткани, спровоцировать развитие кровотечения, процессов инфекционного характера, болевого шока.

Именно грамотная иммобилизация дает возможность минимизировать возможные риски и стабилизировать состояние больного до тех пор, пока ему будет оказана квалифицированная медицинская помощь.

Перекладывать, переносить больного до проведения иммобилизации категорически запрещено.

Сроки иммобилизации при переломах могут варьироваться от 2–3 часов до нескольких суток, в зависимости от состояния потерпевшего и расстояния транспортировки до больницы.

Когда нужна помощь?

На присутствие перелома, требующего проведения иммобилизации, указывает наличие следующих характерных клинических признаков:

  • Сильные болевые ощущения;
  • Нарушение двигательной активности;
  • Отечность поврежденного участка;
  • Подкожные кровоизлияния, гематомы;
  • Деформация поврежденной конечности, изменение формы и размеров;
  • Патологическая подвижность кости в области травмы.

В случае открытого перелома наблюдается кровотечение, в раневой поверхности можно увидеть фрагменты кости, костные обломки. При наличии перечисленных выше симптомов необходимо оказать потерпевшему адекватную доврачебную помощь и как можно скорее доставить его в медпункт.

Большое значение имеет скорость и оперативность проведения иммобилизации: чем быстрее будет наложена шина, тем меньше риски смещения и проще процесс восстановления. Практика показывает, что грамотная и своевременная иммобилизация в несколько раз уменьшает необходимость в хирургическом вмешательстве.

Как оказать помощь?

В первую очередь, необходимо провести обезболивание, чтобы избежать развития болевого шока — состояния крайне опасного не только для здоровья, но и для жизни пострадавшего. Для этих целей используются обезболивающие препараты, анальгетики. Причем наиболее быстрый результат дает инъекционное введение.

К пораженному участку можно приложить ледяной компресс, с целью уменьшения болезненных ощущений, предотвращения гематом и отеков. При открытом переломе, прежде всего, потребуется остановить кровотечение. После этого проводится иммобилизация, позволяющая уменьшить болевой синдром и предотвратить возникновении шокового состояния.

Специалисты-травматологи выделяют следующие правила иммобилизации при переломах:

  1. Перед наложением шины больному необходимо ввести препарат-анальгетик.
  2. Когда перелому сопутствует открытая рана, необходимо обработать ее с помощью антисептического раствора, во избежание возможного инфицирования, после чего закрыть чистой стерильной повязкой.
  3. При наличии соответствующих показаний накладывается жгут, под который следует обязательно поместить записку с точным временем наложения, для предупреждения процессов некротического характера.
  4. Средства для иммобилизации накладываются поверх одежды или обуви. Не нужно снимать их с пострадавшего, это может спровоцировать дополнительное травмирование. В любом случае, на тех участках, где шина соприкасается с кожными покровами, необходимо подложить мягкую ткань, марлевую повязку. Это смягчает давление на суставы, снижает риски пережатия кровеносных сосудов, следовательно, и онемения, нарушения кровообращения, кровоснабжения поврежденного участка, обескровливания.
  5. Следует избегать слишком тугого бинтования шины, поскольку это чревато нарушением процессов кровообращения и развитием целого ряда опасных осложнений. Необходимо добиться фиксации, позволяющей обеспечить абсолютную неподвижность поврежденного костного участка и расположенных около него суставов.
  6. В процессе иммобилизации важно действовать точно и аккуратно, чтобы не сдвинуть, не сместить костные обломки.
  7. В случае выпячивания сломанной кости, необходимо накладывать шину с другой стороны, не предпринимая попыток исправления костной деформации, поскольку такие действия повышают риски развития шокового состояния.
  8. При необходимости, подгонку шины человек, оказывающий первую помощь, проводит на себе. Делать подобные манипуляции на потерпевшем категорически противопоказано, поскольку они могут привести к смещению костного участка и дополнительному травмированию мягких тканей. При этом шина моделируется с ориентиром на здоровую конечность больного.
  9. При наложении на верхние или нижние конечности шина должна захватывать суставы, локализованные выше и ниже травмированного участка.
  10. Пальцы рук или ног должны оставаться открытыми, чтобы была возможность контролировать процессы кровообращения в области повреждения.
  11. Необходимо стараться зафиксировать конечность в физиологическом, функциональном положении (исключение составляют травмы эпизифов, разрывы сухожилий).
  12. При наличии костных выступов рекомендуется проложить под шину ватный или же марлевый слой, для предупреждения пролежней, натертостей и т.д.
  13. В осенне-зимний период иммобилизованный участок нужно обязательно утеплить, чтобы предупредить возможное обморожение.

Специалисты рекомендуют проводить данную процедуру вдвоем — это более удобно и позволяет действовать максимально точно. Например, в процессе перекладывания больного помощник сможет придерживать травмированную конечность.

Неправильная иммобилизация, чрезмерное или же, напротив, недостаточное фиксирование может нанести серьезный вред потерпевшему.

Как проводится процедура?

Травматологи предлагают следующий оптимальный алгоритм проведения иммобилизации, которого следует придерживаться при оказании доврачебной помощи пациенту с переломами верхних или же нижних конечностей:

  1. Согнуть травмированную руку или ногу больного под прямым углом.
  2. В область подмышечной впадины или подколенный участок подложить мягкий тканевой валик.
  3. Наложить 2 шины, фиксируя одновременно локтевой, лучезапястный и плечевой сустав (голеностопный, коленный, тазобедренный). Прибинтовывать шину рекомендуется по направлению к центру.
  4. Переломанную руку подвесить на косынку.

Если по какой-то причине нет возможности подыскать подручных средств, подходящих в качестве шины, то поврежденную конечность рекомендуется просто прибинтовать к телу, обеспечив, таким образом, необходимую фиксацию.

В случае повреждений бедренной кости, шину следует накладывать с внутренней поверхности так, чтобы голеностопный и коленный суставы были максимально зафиксированы и неподвижны. В паховую область необходимо поместить тканевый валик. Вторую шину накладывают с наружной стороны, так чтобы голеностопный, коленный и бедренный сустав были хорошо, надежно зафиксированы.

Практически аналогичная техника используется при переломах голени. Шину тоже накладывают с внутренней и наружной поверхности, таким образом, чтобы зафиксировать колено и голеностоп.

Если произошел перелом стопы, используется шина Крамера. Ее накладывают вплоть до верхнего участка голеностопного сустава.

Ногу можно также туго прибинтовать к неповрежденной конечности, однако такая методика, в силу своей неэффективности, используется лишь в редких случаях.

При повреждениях ключичной кости руку потерпевшего подвешивают на косынку. Если по каким-то причинам нет возможности в течении часа обратиться в травмпункт, то рекомендуется наложение повязки, напоминающей по своему виду цифру 8, позволяющей отвести предплечье и зафиксировать его в таком положении.

В случае перелома ребер, требуется наложение фиксирующей повязки на область грудной клетки пациента. Проводить бинтование рекомендуется во время выдоха. Подобная иммобилизация позволяет минимизировать болезненные ощущения, значительно уменьшать риски травмирования мягких тканей.

Оказание помощи при тяжелых переломах

Предельную осторожность следует проявлять, проводя иммобилизацию при наиболее тяжелых и опасных травмах, к которым специалисты относят переломы тазовых костей и позвоночника. В первом случае пострадавшего следует уложить на спину, полусогнув его ноги и подложив мягкие тканевые валики в подколенную область.

При переломах позвоночника потерпевшего аккуратно кладут на жесткую поверхность, очень осторожно, чтобы избежать возможного перегиба позвоночного столба, а затем фиксируют его в неподвижном положении, используя для этих целей мягкие лямки. Под шею подкладываются тканевые валики.

Оказывая помощь потерпевшему с переломом позвоночного столба, следует соблюдать максимальную аккуратность, действовать точно, поскольку смещение позвонков, может стать причиной разрыва спинного мозга.

Что использовать для иммобилизации?

Современные средства для проведения иммобилизации представляют собой специальные шины, которые могут отличаться по своей конструкции и размерам. Обычно их используют с целью иммобилизации поврежденных рук или ног. Для производства шин используют следующие виды материалов:

  • Проволоку.
  • Стальную сетку.
  • Дерево.
  • Плотный картон.
  • Пластиковые конструкции.
  • Фанеру.

Если пострадавшему необходима длительная транспортная иммобилизация, то рекомендуется применение лонгет, гипсовых бинтов.

Данного рода шины изготавливаются по индивидуальной схеме, обеспечивая максимальную фиксацию и плотное прилегание к туловищу.

В тех ситуациях, когда специальных шин нет, используются подручные средства иммобилизации, такие как доски, картон, плотные прутья, бинты, куски ткани.

Матерчатые и тканевые повязки могут использоваться при переломах ключичной кости, лопаток, повреждениях шейного позвоночного отдела. Используется и ватно-марлевый воротник, который изготавливается из марлевой повязки, с толстым ватным слоем. Конструкция фиксируется при помощи бинтов. Данное средство обеспечивает состояние покоя шейного отдела и головы больного в процессе транспортировки.

Если под рукой отсутствуют какие-либо материалы для изготовления шины, то ткань можно применять с целью прибинтовывания травмированной конечности к здоровой или же туловищу пострадавшего, что позволяет обеспечить необходимую фиксацию в экстренных ситуациях.

Если есть возможность вызывать скорую помощь для транспортировки потерпевшего, не рекомендуется использовать самодельные шины. В данном случае, лучше дождаться приезда медиков.

Иммобилизация — необходимая мера оказания первой помощи потерпевшему в случае переломов и других видов травм.

Применение шин и прочих конструкций фиксирует поврежденный участок, облегчает состояние пациента, предупреждает развитие возможных осложнений в ходе транспортировки в травматологическое отделение.

Соблюдение основных правил и алгоритма иммобилизации позволяет минимизировать риски, предотвратить болевой шок и дополнительное травмирование, существенно облегчая последующий лечебный процесс и восстановление.

Источник: https://lechimtravmy.ru/perelomy/immobilizatsiya-pri-perelomah

Первая помощь при переломах конечностей, ребер, костей таза, позвоночника и др

Транспортировка при переломе верхних и нижних конечностей

Переломом называется нарушение целости кости. Различают переломы травматиче­ские и патологические.
Возникновение последних обуслов­лено наличием патологических процессов в кости (тубер­кулез, остеомиелит, опухоли), при которых обычная нагрузка на определенном этапе течения этих заболеваний приводит к перелому.

Травматические переломы делятся на:

  • закрытые (без повреждения кости) и 
  • открытые, при которых имеется повреждение кости в зоне перелома. Открытые переломы опаснее закры­тых, так как очень велика возможность инфицирования отломков и развития остеомиелита, что значительно затрудняет срастание костных отломков.

Перелом может быть:

  • полным и
  • неполным. При непол­ном переломе нарушается какая-нибудь часть поперечника кости, чаще в виде продольной   щели — трещина  кости.  

Переломы бывают самой разнообразной формы:

  • Попе­речные,
  • Косые,
  • Спиральные,
  • Продольные.
  • Часто наблюдают­ся Оскольчатые переломы, когда кость разбита на отдель­ные осколки. Этот вид чаще встречается при огнестрель­ных ранениях.
  • Перелом, возникающий от сжатия или сплющивания, называется Компрессионным.

Большинство переломов сопровождается смещением отломков, что обусловлено, с одной стороны, направлением механической силы, вызвавшей перелом, с другой — тягой прикрепляющихся к кости мышц вследствие их сокращения после травмы.

В зависимости от характера травмы, локализации перелома, силы прикрепляющихся мышц и т. д. смещения костных отломков могут быть различных видов: смещения под углом, смещения по дли­не, боковые смещения.

Нередко встречаются вколоченные переломы, когда один из отломков внедряется в другой.

Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности, нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью), появление отечности и кровоподтека в зоне перелома, укорочение конечности, патологическая (ненормальная) подвижность кости.

При ощупывании места перелома больной ощущает резкую боль; при этом удается определить неровность кости, острые края отломков и хруст (крепитация) при легком надавливании.

Проводить ощупывание конечности, особенно определение патологической подвижности, надо осторожно, двумя руками, стараясь не причинять боль, и так, чтобы не вызвать осложнений (повреждение отлом­ками кости кровеносных сосудов, нервов, мышц, кожных покровов и слизистых).

При открытом переломе нередко в рану выступает отломок кости, что прямо указывает на перелом. В этом случае проводить ощупывание и исследование области перелома запрещается.

Правильная и своевременная первая помощь при пере­ломах является одним из важнейших моментов их лече­ния. Быстро оказанная первая помощь во многом опреде­ляет заживление переломов, позволяет часто предупредить развитие ряда осложнений (кровотечение, смещение от­ломков, шок и т.д.).
 

Основными мероприятиями первой помощи при перело­мах костей являются:

  • создание неподвижности костей в области перелома;
  • проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;
  • организа­ция быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Быстрое создание неподвижности ко­стей в области перелома — иммобилиза­ция — уменьшает боль и является глав­ным  моментом в предупреждении шока.

Переломы конечностей.

Основную массу переломов составляют переломы ко­стей конечностей.

Правильно проведенная иммобилизация конечности предупреждает смещение отломков, уменьшает угрозу возможного ранения магистральных сосудов, нер­вов и мышц острыми краями кости и исключает возмож­ность повреждения кожи отломками (перевод закрытого перелома в открытый) во время перекладывания и транс­портировки больного. Иммобилизация конечности дости­гается наложением транспортных шин или шин из под­ручного  твердого материала.

Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия, и только после этого можно транс­портировать больного.

Шины необходимо накладывать осторожно, чтобы не сместить отломки и не вызвать у пострадавшего боль. Какие-либо исправления, сопоставле­ния отломков проводить не рекомендуется.

Переносить больного нужно очень осторожно, конечность и туловище следует поднимать одновременно, все время удерживая на одном уровне.

При открытом переломе перед иммобилиза­цией конечности кожу вокруг раны необходимо обрабо­тать спиртовым раствором йода или другим антисепти­ческим средством и наложить асептическую повязку. Если нет стерильного материала, рана должна быть за­крыта любой хлопчатобумажной тканью.

Не следует пы­таться удалять или вправлять в рану торчащие костные отломки — это может вызвать кровотечение и дополни­тельное инфицирование кости и мягких тканей. При кро­вотечении из раны должны быть применены способы вре­менной остановки кровотечения (давящая повязка, нало­жение жгута, закрутки и др.

).

Иммобилизацию нижней конечности удобнее всего осу­ществлять с помощью транспортной шины Дитерихса, верхней — лестничной шины Крамера или пневматической шины. Если транспортных шин нет, то иммобилизацию следует проводить при помощи импрови­зированных шин из любых подручных материалов (доски, лыжи, ружья, палки, прутья, пучки камыша, солома, кар­тон и т. д.).

Для прочной иммобилизации костей конеч­ности необходимо иметь не менее двух твердых предметов или транспортных шин, которые прикладывают к конеч­ности с двух противоположных сторон.

При отсутствии подсобного материала иммобилизацию следует провести путем прибинтовывания поврежденной конечности к здо­ровой части тела: верхней конечности — к туловищу при помощи бинта или косынки, нижней — к здоровой ноге.
 

При проведении транспортной иммо­билизации надо соблюдать следующие правила:

  • шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;
  • шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно  надо обложить ватой или какой-либо тканью;
  • создавая  неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный  и  коленный  сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;
  • при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности  (коленный, голеностопный, тазобедренный).

Профилактика травматического шока и других общих явлений во многом обеспечивается правильно произведенной фиксацией поврежденного органа, т. е. фиксацией его в положении при котором возникает меньше всего болевых ощущений.

Крайне неблагоприятно действуют на больного излишня суетливость, громкий и резкий разговор, обсуждение при пострадавшем имеющейся травмы и его состояния. Охлаждение предрасполагает к развитию шока, поэтому больного необходимо тепло укрыть. Благоприятное действие оказывает дача небольших количеств этилового спирта, водки, вина, горячего кофе и чая.

Уменьшить боли можно назначением 0,5—1 г амидопирина, анальгина. При возможности необходимо ввести обезболивающие средства.

Транспортировать больного в лечебное учреждение лучше на специальной санитарной машине, при отсутствии ее можно использовать любой вид транспорта. Больных с переломами верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. Пострадавших с переломами нижних ко­нечностей следует транспортировать на носилках в поло­жении лежа на спине.

Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое в несколько приподнятом положе­нии. Транспортировка и особенно перекладывание боль­ного должны быть чрезвычайно щадящими. При этом необходимо учитывать, что малейшее смещение отломков причиняет сильную боль.

Кроме того, костные отломки могут сместиться, повредить мягкие ткани и тем самым привести к новым тяжелым осложнениям.

Переломы челюстей.

Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя, с некоторым наклоном головы вперед. Пострадавшего в бессознательном состоя­нии следует перевозить в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла и других вещей.

Это необходимо для предупрежде­ния асфиксии кровью, слюной или запавшим языком.

Перед транспортировкой следует произвести иммобилиза­цию челюстей: при переломах нижней челюсти — путем наложения пращевидной повязки, при переломах верх­ней — введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

Перелом костей носа.

Перелом костей носа часто сопровождается носовым кровотечением. Больных с этой травмой следует транспор­тировать также на носилках, но в полусидячем положе­нии, т. е. с поднятой головой.

Перелом позвоночника.

Данное повреждение обычно возникает при падении с высоты, заваливании тяжестями, прямом и сильном ударе в спину (автотравма); перелом шейного отдела позвоночника часто наблюдается при ударе о дно при нырянии. Перелом позвоночника — чрезвычайно тяжелая травма. Признаком ее является сильнейшая боль в спине при малейшем движении.

При переломе позвоночника возможна травма спинного мозга(разрыв, сдавление), что проявляется развитием паралича конечностей(отсутствие в них движений, чув­ствительности).

При переломах позвоночника даже небольшие смеще­ния позвонков могут вызвать разрыв спинного мозга, по­этому категорически запрещается пострадавшего с подо­зрением на перелом позвоночника сажать, ставить на ноги. Пострадавшему прежде всего необходимо создать покой, уложив его на ровную твердую поверхность — деревян­ный щит, доски.

Эти же предметы используют для транс­портной иммобилизации. При отсутствии доски и бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна на носилках в положении ле­жа на животе с подложенными под плечи и голову подуш­ками.

В случае перелома шейного отдела позвоночника транспортировку осуществляют на спине с иммобили­зацией головы, как при повреждениях черепа. Транспор­тировать пострадавших с травмами позвоночника следует особо осторожно.

Перекладывание, погрузку и транспор­тировку должны производить одновременно 3—4 человека, удерживая все время на одном уровне туловище постра­давшего, не допуская малейшего сгибания позвоночника; перекладывать пострадавшего лучше вместе с доской или щитом, на котором он лежит.

Перелом костей таза.

Перелом костей таза — одна из наиболее тяжелых костных травм, часто сопровождается повреждением внут­ренних органов и тяжелым шоком. Возникает при паде­ниях с высоты, сдавлениях, прямых сильных ударах. Признаком травмы является резчайшая боль в области таза при малейшем движении конечностями и изменении положения пострадавшего.

При переломах костей таза иммобилизацию при помощи шин произвести невозможно, поэтому первой помощью является придание пострадавшему положения, при кото­ром реже возникают или усиливаются боли и менее всего возможны повреждения внутренних органов костными отломками. Больного следует уложить на ровную твердую поверхность, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах, бедра несколько развести в стороны (положе­ние лягушки), под колени подложить тугой валик из по­душки, одеяла, пальто, сена и т. д. высотой 25—30 см.

Очень важно проведение всех противошоковых меро­приятий.
Транспортируют пострадавшего на носилках или твер­дом щите на спине, придав ему описанное выше поло­жение (Для предупреждения соскальзы­вания бедер с валика их фиксируют чем-нибудь мягким (полотенце, бинт и др.).
 

Переломы ребер.

Перелом ребер возникает при сильных прямых ударах в грудь, сдавлении, падении с высоты и даже при сильном кашле, чиханье.

Для перелома ребер характерны резкие боли в области перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле, изменении положения тела. Множественный пере­лом ребер опасен нарастающей дыхательной недостаточ­ностью.

Острыми краями отломков возможно повреждение легкого с последующим развитием пневмоторакса и внутриплеврального кровотечения.

Первая помощь заключается в иммобилизации ребер — наложении тугой циркулярной повязки на грудную клетку. При отсутствии бинта для этого можно использовать полотенце, простыню, куски ткани. Для уменьшения болей и подавления кашля пострадавшему можно дать таблетку анальгина, кодеина, амидопирина.

Наиболее безболезненна транспортировка в стационар в положении сидя.

При тяжелом состоянии, когда пострадавший не может сидеть, транспортировку осуществляют на носилках с приданием ) ему полусидячего положения
Первая помощь и транспортировка в лечебное учреждение при осложненных переломах ребер (пневмоторакс, гемоторакс) такие же, как при проникающих ранениях грудной клетки.

Перелом ключицы.

Перелом ключицы характеризуется болью в области  травмы, нарушением функции руки на стороне поражения. Через кожу легко прощупываются острые края отломков. Первая помощь заключается в проведении иммобилизации области перелома. Это достигается путем фиксации руки с помощью косыночной повязки, бин­товой повязки Дезо или при помощи ватно-марлевых колец.

Источник: https://www.medglav.com/povrejdenia-tkaney-sustavov-kostey/pomoshch-pri-perelomax.html

Первая помощь при переломе позвоночника: что необходимо сделать в первую очередь и что категорически нельзя делать, способы иммобилизации

Транспортировка при переломе верхних и нижних конечностей

По количеству смертельных исходов и инвалидности пострадавших перелом позвоночника считается одной из самых тяжёлых и опасных травм. Многие специалисты сходятся во мнении, что умение оказывать первую помощь при травме позвоночника существенно повышает шансы пострадавшего на выживание.

В то же время важно знать не только, что необходимо делать в таких ситуациях, но и что категорически запрещается во избежание трагических последствий.

Особое значение имеет оптимальная фиксация сломанного позвоночника и осуществление быстрой транспортировки в специализированное медицинское учреждение.

Клинический опыт показывает, фатальным может быть как неправильное оказание первой помощи при травмах головы, позвоночника, грудной клетки, таза (ушиб, перелом, повреждение внутренних органов и др.), так и её полное отсутствие.

Что может стать причиной перелома позвоночника?

Если вы будете знать механизм получения травмы, то вам будет проще сориентироваться, что надо делать и как оказать первую помощь при переломе позвоночника и других повреждениях.

Ситуаций, когда можно серьёзно травмировать позвоночный столб, достаточно много. Перечислить всевозможные варианты – практически нереально.

Однако вполне возможно упомянуть о самых распространённых ситуациях, которые чреваты тяжелейшими последствиями:

  1. Падение с высоты. Порой, чтобы серьёзно травмировать себя, хватит совсем небольшой высоты. Немало случаев получения повреждения головы, позвоночника или костей таза наблюдалось при банальной потере сознания и падения с высоты собственного роста.
  2. Автомобильная авария. Чаще всего наблюдается так называемая «хлыстовая травма» шейного отдела, которая возникает вследствие резкого разгибания и сгибания шеи. Подобные повреждения будут отмечаться при резком торможении, столкновении автомобиля с препятствием или другим транспортным средством.
  3. Ныряние в воду. Как правило, когда заходит речь о «травме ныряльщика», имеют в виду получение повреждения шейного отдела позвоночного столба из-за удара головой о дно любого водоёма. Тем не менее не менее опасны прыжки с высоты в воду и удары любыми другими частями тела о дно.
  4. Мощный удар по спине. Очень часто при нанесении непосредственного удара в область спины возникают переломы остистых, поперечных и суставных отростков позвонков.

Среди всех повреждений позвоночного столба перелом шейного отдела считается наиболее смертельно опасным и всегда сопровождается тяжёлыми последствиями.

Как проявляется повреждение спины?

Чтобы правильно оказать первую медицинскую помощь при возможном переломе позвоночника, необходимо быстро оценить характер повреждений и определиться с тактикой дальнейших действий, включающая фиксацию, иммобилизацию и транспортировку пострадавшего. Конечно, для человека, никоим образом не связанного с медициной, это довольно-таки трудная задача. Однако всё же имеются некоторые клинические признаки, по которым можно заподозрить перелом позвоночника:

  • Нередко пострадавший может быть в бессознательном состоянии и находиться в неестественном положении.
  • Ведущим клиническим симптомом и главной особенностью травмы позвоночного столба является сильно выраженная боль в области спины, даже при незначительных движениях.
  • Если произойдёт сдавление или разрыв спинного мозга, то будет наблюдаться полный паралич конечностей (невозможность выполнить какие-либо движения руками и ногами) и потеря чувствительности.
  • При переломах шейного отдела возможна остановка дыхания и работы сердца.

Если вы предполагаете, что сломан позвоночник, кости таза, имеются повреждения головы и других органов, то постарайтесь исключить любые движения пострадавшего, чтобы уменьшить последствия от дополнительной травматизации.

Доврачебная помощь при переломе позвоночника

Что надо делать при различных травмах позвоночника с подозрением на возможный перелом? Зачастую в такой ситуации жизнь пострадавшего находится в руках обычных людей, не имеющих специального медицинского образования.

Тем не менее есть некоторые простые действия, выполнение которых поможет существенно повысить шансы пострадавшего на выживание и дальнейшее выздоровление.

Если говорить кратко, то первая помощь при переломе позвоночника заключается в следующем:

  • Полностью ограничьте его в движениях (осуществить фиксацию всего тела).
  • Вызовите бригаду скорой помощи.
  • Сделайте всё, чтобы обеспечить пострадавшему покой.
  • Не оставляйте его одного, не давайте пить и не меняйте его положение.

Что необходимо сделать в первую очередь?

Оценить общее состояние пострадавшего. От травматического и болевого шока он может находиться без сознания. Проверить пульс и дыхания. При их отсутствии необходимо приступить к проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. На каждые 15 ритмичных надавливаний на область грудины делать 2 глубоких искусственных вдоха. Если есть обезболивающие уколы, можно их ввести.

Если человек получил травму во время ныряния, необходимо немедленно вытащить его из воды. Укладывают спиной на твёрдую поверхность. Создают для него полный покой.

С помощью подручных средств проводят фиксацию шейного отдела позвоночника. Можно скрутить одежду в валики и расположить их по обеим сторонам шеи (слева и справа), так чтобы было невозможно выполнять повороты головой.

Или на шею накладывают картонно-ватный воротник.

Что категорически нельзя делать?

Как уже упоминалась ранее, неправильное оказание первая помощь может не только усугубить текущее положение пострадавшего, но и привести к смертельному исходу. Существуют некоторые действия, которые категорически не рекомендуется делать при серьёзных травмах позвоночника в сочетании или без повреждения головы, грудной клетки, костей таза, конечностей:

  1. Сажать, поднимать на ноги.
  2. Пытаться осуществить вправление или каким-либо образом возвращать на место смещённые позвонки.
  3. Тянуть/дёргать за верхние или нижние конечности.
  4. Давать выпить лекарства (обезболивающие таблетки).
  5. Выполнять транспортировку в любом другом положении, кроме, как лёжа на спине или животе.

Как следует транспортировать пострадавшего?

Выполнять иммобилизацию при травмах спины необходимо предельно осторожно. Поскольку существует высокий риск смещения позвонков и повреждения спинного мозга, то иммобилизация и транспортировка при переломах позвоночника имеет свои особенности.

Пока не будет оказана профессиональная медицинская помощь в специальном учреждении, пострадавший должен находиться в максимально неподвижном положении.

Самые важные правила транспортировки больных с повреждением позвоночного столба и спинного мозга:

  1. В процессе перекладывания, погрузки и дальнейшего перемещения пострадавшего должны одновременно участвовать не менее трёх человек, в идеале – пять, что позволит удерживать тело на одном уровне без резких изменений положения.
  2. Транспортировку при переломе позвоночника осуществляется как в положении лёжа на спине, так и на животе. Всё будет зависеть от особенностей переносного средства и уровня повреждения позвоночного столба. Можно транспортировать на спине с помощью подручных средств, имеющих твёрдую поверхность (деревянный щит или доски). Чтобы придать умеренное разгибание позвоночному столбу, под поясницу подкладывают валик из одежды или небольшую подушку.
  3. Если нет такой возможности, то переносят на обычных носилках в положении лёжа на животе. При переломе шейного отдела пострадавшего транспортируют на спине с иммобилизацией шеи.
  4. Из подручных средств (бинты, картон, валик из одежды и др.), необходимо сделать простейший корсет для шеи. Если нет такой возможности, обязательно кто-нибудь один должен своими руками постоянно фиксировать голову пострадавшего.
  5. Перекладывать пострадавшего следует вместе с досками или щитом, на котором он иммобилизован (обездвижен).

Нередко часто повреждения позвоночника и спинного мозга сопровождаются переломами костей таза. В таких случаях транспортная иммобилизация также будет иметь некоторые особенности.

Поскольку наложить шину невозможно, то больного укладывают на твёрдую поверхность с разведёнными ногами и слегка согнутыми в коленях, что способствует уменьшению боли и снижению риска повреждения органов малого таза отломками костей.

Кроме того, под колени следует поместить валик из скрученной одежды или подушку. Бёдра обязательно привязывают к носилкам бинтами или верёвкой.

Какие возможны ошибки при иммобилизации?

Стрессовая ситуация, естественное чувство страха, отсутствие опыта и многие другие факторы – всё это сказывается на эффективности оказания первой медицинской помощи при переломе позвоночника. Самые частые ошибки при иммобилизации и транспортировки человека, получившего травму:

  • Забывают подложить валик под поясницу, чтобы обеспечить умеренное разгибание позвоночника.
  • Если транспортировать будут на животе, то валик из скрученной одежды или подушку под грудь или таз не подкладывают.
  • Недостаточная фиксация шейного отдела.
  • Когда накладывают шину на шею, ещё один человек должен удерживать голову.

Во время транспортировки травмированного человека не только туловище, но и неповреждённые конечности должны быть хорошо зафиксированы к носилкам или другому переносному средству, чтобы обеспечить максимальную неподвижность.

Источник: https://grbnt.ru/vyvihi/pervaya-pomoshh-pri-perelome-pozvonochnika-immobilizatsiya-i-transportirovka-postradavshego.html

Транспортировка пострадавшего при переломах

Транспортировка при переломе верхних и нижних конечностей

Особенности способов переноски пострадавших при переломах

Больных с переломами верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. Пострадавших с переломами нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое в приподнятом положении.

 Транспортировка и перекладка больного должны быть щадящими. Конечность и туловище поднимать одновременно все время удерживая на одном уровне.  

Охлаждение предрасполагает развитию шока, поэтому больного необходимо укрыть.

Уменьшить боль можно назначение 0,5 – 1 гр амидопирина или анальгина.

Транспортировка при повреждении черепа и мозга

Транспортировка заключается в создании покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение, к голове пузырь со льдом или ткань, смоченную холодной водой. Очистить рот от слизи. При транспортировке проводить мероприятия, направленные на улучшение дыхания и сердечной деятельности.

 Во время транспортировки необходимо постоянно наблюдать за больным так как возможна повторная рвота, а следовательно аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение).

 Для предупреждения дополнительных повреждений и сотрясении головы производят иммобилизацию с помощью ватно-марлевого круга (баранка), надувного подкладного круга или подсобных средств: одежда, одеяло, сено, мешочки с песком и т. д. Иммобилизацию можно осуществить с помощью пращевидной повязки, проведенной под подбородком и зафиксированной на носилках.

 Если рана расположена в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне, то перевозить пострадавшего следует на боку. Перелом костей носа обязательно сопровождается носовым кровотечением. Больных с этой травмой следует транспортировать так же на носилках, но в полусидячем положении, т. е. с поднятой головой.

 Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя с наклоном головы вперед. Пострадавшего в бессознательном состоянии следует перевозить в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды. 

Нижнюю челюсть закрепляют наложением пращевидной повязки, верхнюю челюсть введением между челюстями полоски фанеры и зафиксированием к голове.

Транспортировка при повреждении позвоночника

Самая опасная транспортировка при переломе позвоночника. Даже небольшое смещение позвонков могут вызвать разрыв спинного мозга, поэтому запрещается пострадавшего с подозрением на переломе позвоночника сажать, ставить на ноги.

Прежде всего необходимо создать покой уложив его на ровную твердую поверхность (деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы использовать для транспортировки.

При отсутствии доски в бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна в положении лежа на животе с подложенными под плечи и голову подушками.

 В случае перелома шейного отдела позвоночника, транспортировку осуществляют на спине с иммобилизацией головы, как при повреждении черепа. 

Перекладывание, разгрузку, транспортировку должны производить 3-4 человека одновременно удерживая все время на одном уровне, не допуская перегибания позвоночника.

Транспортировка при переломе костей таза

Транспортировать больного следует уложив на ровную твердую поверхность, ноги согнуть в коленях и бедра несколько развести в стороны, а под колени наложить тугой валик из подушки, одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см. 
Транспортировать пострадавшего на носилках или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.

Транспортировка при переломе ребер

Наиболее безболезненно в положении сидя. 
При тяжелом состоянии, когда пострадавший сидеть не может, транспортировать лежа на носилках в полусидячем положении. Всех раненых, у которых травма сопровождалась шоком, а также значительной кровопотерей необходимо транспортировать лежа на спине.

Правила наложения шин при переломах

1. Шинную повязку необходимо накладывать так, чтобы она надежно иммобилизировала два соседних с местом перелома сустава (выше и ниже перелома), а при некоторых повреждениях – и три сустава.

Например, при повреждении голени шину накладывают так, чтобы она захватывала коленный и голеностопный суставы; при повреждении плечевой кости – плечевой, локтевой и лучезапястный; для иммобилизации бедра необходимо фиксировать всю конечность – от подмышечной впадины до стопы включительно и охватывать тазобедренный, голеностопный и коленный суставы.

2. Для иммобилизации конечности желательно придать ей физиологически правильное положение. Если условия транспорта не позволяют удерживать конечность в функционально выгодном положении, то приходится ограничиваться фиксацией конечности в том положении, в котором она менее всего травмируется.

3. При закрытых переломах необходимо произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до окончания наложения иммобилизирующей повязки.

4. При открытых переломах не следует вправлять выступающие из раны отломки костей. Наложив стерильную повязку, конечность без предварительного потягивания и вправления отломков фиксируют в том положении, в котором она находится.

5. Нужно помнить, что с пострадавшего нельзя снимать одежду и обувь, так как это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда обычно служит дополнительной подстилкой для шин в месте повреждения.

 Исключением из этого правила являются открытые переломы, когда необходимо наложить стерильную повязку.

 При этом одежду снимать не следует, а нужно распороть ее по шву или разрезать в области предполагаемого перелома.

6. Нельзя накладывать жесткую шину на голое тело. Нужно следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды и нервы, проходящие вблизи костей.

7. Необходимо избегать применения кровоостанавливающего жгута, если для его наложения нет достаточных показаний. При наличии показаний жгут накладывают на самые минимальные сроки.

8. При повреждениях суставов для транспортной иммобилизации используют те же средства и способы, что и при повреждениях костей.

9. Шина тщательно прикрепляется к поврежденной конечности и должна составлять с ней единое целое. Фиксируют шины марлевым бинтом.

Наложение шин требует умения и выучки. Неправильная иммобилизация, может оказаться не только бесполезной, но и вредной. Во всех случаях оказания медицинской помощи следует обращать внимание не только на поврежденную часть тела, но и на общее состояние пострадавшего. При переломах возможно развитие шока.

Вид травмы

Поза

Сотрясение головного  мозга

На спине

Травмы передней части  головы и лица

На спине

Повреждение позвоночника

На спине

Переломы костей таза и  нижних конечностей

На спине

Шоковое состояние

На спине

Травмы органов брюшной  полости

На спине

Травмы груди

На спине

Ампутация нижних конечностей

На спине, с валиком  под травмированной ногой

Острые хирургические  заболевания (аппендицит, прободная  язва, ущемленная грыжа)

На спине

Кровопотеря

На животе с валиком  под грудью и головой

Травмы спины

На животе или правом боку

Травмы затылочной части  головы

На животе

Травмы шеи

Полусидячее положение со склоненной на грудь головой

Ампутированная верхняя  конечность

Сидя с поднятой вверх  рукой

Травмы глаза, груди, дыхательных  путей

Сидя

Травмы верхних конечностей

Сидя

Ушибы, порезы, ссадины

Сидя

Травмы спины, ягодиц,  
тыльной поверхности ног

На животе

Травмы плечевого пояса

Сидя

\

   Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие: – определение способа транспортировки; – подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств; – выбор маршрута; – обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке; – преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха; 

– погрузка пострадавших в транспортные средства.

   Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление. Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя.

При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших – использование носилок.

Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.

    Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом.

Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой – под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед.

Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо: – поставить носилки на землю перед преградой; – встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками; – приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду; – одному спасателю преодолеть преграду; – одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы; – преодолеть преграду другому спасателю; – опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.    Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.    В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.    В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.  

   При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

   Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт. Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу.

В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами. При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому).

Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель. Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна.

Сначала людей размещают на верхних, а затем – на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки. Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований.

Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими. Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_01/transportirovka-postradavshego-pri-perelomah/211298.2086219.page1.html

Ушиб-Лечение
Добавить комментарий