Перелом в духовной жизни общества периода перестройки

Духовная жизнь советского общества в годы перестройки

Перелом в духовной жизни общества периода перестройки

ДУХОВНАЯ  ЖИЗНЬ  СОВЕТСКОГО  ОБЩЕСТВА  В  ГОДЫ  ПЕРЕСТРОЙКИ

Анкудинова  Маргарита  Владимировна

студент  3  курса,  Кафедра  Исторической  политологии 
ЮФУ

РФ,  г.  Ростов-на-Дону

Е-mail: 

Кравец  Виктория  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент 
ЮФУ

РФ,  г.  Ростов-на-Дону

На  рубеже  80—90х  годов  XX  века  в  Советском  Союзе  возникла  новая  идеология,  повлекшая  за  собой  множество  преобразований  в  политической,  экономической  и  духовной  сфере.  Именно  в  это  время  происходят  кардинальные  изменения  в  советском  обществе.

  В  народе  это  новое  мышление  получила  название  «Перестройка».  Реформы,  появившиеся  в  это  время,  были  разработаны  по  поручению  Ю.В.  Андропова,  а  в  1985  году  инициированы  М.С.  Горбачёвым.

  Сам  же  перелом  системы  общественного  сознания  произошел  в  январе  1987  года,  когда  на  пленуме  ЦК  КПСС  перестройка  была  объявлена  в  качестве  новой  государственной  идеологии.

  Принципиально  новым  было  то,  что,  по  сути,  впервые  в  советской  истории  основное  внимание  концентрировалось  не  на  изменениях  в  экономике,  а  на  преобразованиях  политической  системы,  которые,  в  конечном  итоге,  должны  были  дать  мощный  импульс  социально-экономическому  и  духовному  развитию  общества.

Именно  на  конец  80х  годов  прошлого  столетия  достоянием  широкой  общественности  становятся  многочисленные  произведения  различных  сфер  культуры  и  их  авторы,  преследуемые  при  Сталине,  Хрущеве  и  Брежневе.  Происходит  раскрепощение  обстановки  в  обществе,  освобождение  от  идеологических  догм,  а  также  критическое  переосмысление  прошлого  и  настоящего.

После  пленума  сформировалось  новое  понятие  гласности.

  Ее  начинают  рассматривать  как  период,  когда  появилось  свобода  слова,  открытая  критика  сталинизма,  большая  открытость  деятельности  в  руководстве,  когда  публиковались  ранее  закрытые  архивы,  стихи,  фильмы,  мемуары.

  Гласность,  можно  так  сказать,  революционизировала  и  политизировала  советского  человека,  расширив  ему  возможности  общественного  анализа  на  вновь  доступную  информацию.

«Железный  занавес»  открылся.  Духовный  плюрализм  и  известные  демократические  свободы  выходят  из  длительного  искусственного  забвения.

  Начала  постепенно  «возвращаться»  богатейшая  культура  XX  в,  а  именно  литература  серебряного  века,  произведения  самых  разных  художников,  чье  творчество  было  ранее  запрещено  по  идеологическим  и  политическим.

  На  современников  хлынул  буквально  поток  «новых»  произведений,  фактов,  документов,  свидетельств  разных  культурных  периодов  отечественной  истории.

В  это  время  происходит  реабилитация  жертв  репрессий.  Из  США  вернулся  А.И.  Солженицын  с  выходом  в  печать  его  ранее  запрещенного  романа  «Архипелаг  ГУЛАГ».  С  конца  1986  —  начала  1987  г.  стали  публиковаться  литературные  произведения,  не  допущенные  в  печать  в  период  брежневской  ресталинизации  («Дети  Арбата»  А.Н.

  Рыбакова  о  судьбе  репрессированного  юноши;  «Исчезновение»  Ю.).  Массовыми  тиражами  издаются  долгие  годы  находившиеся  под  запретом  работы  отечественных  литераторов  20—30х  годов:  «Реквием»  А.  Ахматовой,  «Мы»  Е.  Замятина,  «Котлован»  и  «Чевенгур»  А.  Платонова.

  Вернулись  к  отечественному  читателю  труды  крупнейших  российских  философов,  раскрывшие  истоки  и  смысл  русского  коммунизма,  проблемы  самобытности  российской  истории.  Среди  них  —  Н.А.  Бердяев,  В.С.  Соловьев,  В.В.  Розинов,  П.А.  Сорокин,  Г.П.  Федотов.  Были  опубликованы  работы  эмигрантов  «третьей  волны»  (И.А.  Бродского,  В.П.

  Некрасова,  В.П.  Аксенова),  за  которые  они  были  лишены  советского  гражданства.

Происходит  резкая  критика  писателей,  выступавших  за  коренные  преобразования  в  стране  (Г.Я.  Бакланов,  С.П.  Залыгин,  А.Н.  Рыбаков),  досталось  также  и  выступавшим  за  сохранение  традиционного  пути  (В.  Распутин,  С.  Михалков)

Дополняя  информационные  пробелы,  СМИ  стали  печатать  огромное  количество  материалов,  затрагивая  острые  темы  современности,  сюжеты  прошлого  и  то,  как  жили  люди  за  пределом  «железного  занавеса».  Это  привносило  значительный  вклад  в  революцию  умов  советских  литературных  критиков  и  публицистов.  Пришло  осознание  того,  что  причина  всех  неудач  кроется  в  системе  организации  общества.

Были  изданы  литературные  произведения  и  научные  исследования  западных  авторов,  раскрывающие  всю  сущность  и  природу  тоталитарного  государства.

Стоит  заметить,  что  не  обошла  гласность  также  кинематограф  и  театр.  Летом  1986  года  происходит  пятый  съезд  Союза  кинематографов  СССР  в  Кремле,  который  очертил  новый  путь  развития  кино  и  принес  бурные  перемены.

  Но  стоит  сказать,  что  точкой  отсчета  новых  кинематографических  времен,  где  ни  случится  черных  полос  в  течение  последующих  полутора  десятилетий,  кино  так  и  не  стало.

  Оно  приоткрыло  лишь  ранее  закрывавшиеся  границы  и  дало  новое  видение  на  давно  привычные  вещи.

В  прокат  начали  выходить  запрещенные  ранее  фильмы  и  новые  произведения  антитоталитарного  звучания.  В  1986  г.  происходит  демонстрация  фильма  «Покаяние»  Т.  Абуладзе,  который  показал,  что  кинематографическое  сообщество  готово  к  переосмыслению  важных  событий  отечественной  истории.

  Отечественный  зритель  смог  наконец-таки  познакомится  с  работами  А.А.  Тарковского,  А.С.  Михалкова-Кончаловского,  А.Ю.  Германа.

  Кино  одно  из  первых  видов  искусство  столкнулось  с  таким  понятием,  как  коммерциализация,  которое  стало  новым  явлением,  значительно  повлиявшим  на  содержание  всего  художественного  творчества.

В  ведущих  тарах  страны  были  поставлены  пьесы,  по-новому  трактовавшие  казавшиеся  всем  известные  события  революции  и  гражданской  войны.  Широко  развивалось  студийное  движение.

  Театральные  эксперименты  М.  Розовского  (театр-студия  «У  Никитских  ворот»),  С.  Кургиняна  (театр-студия  «На  досках»),  В.

  Беляковича  (тетра-студия  на  Юго-Западе)  привлекли  интерес  современников. 

Появились  новые  популярные  передачи  на  телевидении,  работавшие  чаще  в  прямом  эфире.  Значительно  изменился  и  сам  стиль  работы  телевидения  в  целом.

  Огромной  симпатией  пользовались  у  отечественного  зрителя  передачи:  «Пятое  колесо»,  «До  и  после  полуночи»,  «Взгляд».  Ведущие  же  этих  телепрограмм  (В.К.  Молчанов,  С.Л.  Шолохов,  О.Ю.  Вакуловский,  В.Н.  Листьев,  А.М.  Любимов  и  др.

)  пользовались  необычайной  популярностью,  а  также  становились  фигурами  российской  политики.

Накапливался  интерес  к  истории.  В  стране  начал  происходить  так  называемый  «исторический  бум».  В  период  с  1987  по  1991  гг.  газеты  и  журналы  начинают  печатать  материалы  «круглых  столов»  на  исторические  темы,  разнообразные  «размышления»  историков  и  публицистов.

  Упрощенный  доступ  к  архивным  фондам  привел  к  печати  массы  сенсационных  документов,  которые  стали  достоянием  широкой  публики.  Значительным  действием  было  снятие  покрова  тайны  со  многих  страниц  истории  КПСС.  Впервые  публикуются  доклад  Н.С.  Хрущева  о  культе  личности  Сталина.

  Все  эти  преобразования  позволили  реабилитировать  не  только  тех,  кто  был  предан  забвению,  но  и  тех,  кто  еще  недавно  подвергался  беспощадной  критике  во  на  страницах  учебников  истории  КПСС.  Так  в  историю  «возвратились»  Ф.Ф.  Раскольников,  Л.Д.  Троцкий,  Н.И.  Бухарин,  В.А.

  Антонов-Овсеенко,  Л.Б.  Каменев,  А.И.  Рыков.

Одной  из  важных  составляющих  культурных  событий  перестройки  стал  отказ  от  агрессивного  характера  государства  в  сторону  атеизма.  Возродилась  традиция  христианства,  прерванная  в  1917  г.  Стали  открываться  духовные  школы,  семинарии,  восстанавливаться  ранее  разрушенные  храмы.  Также  возрождались  и  другие  конфессии,  исторически  существовавшие  в  России.

Все  данные  события  во  многом  подготовили  советское  общество  к  продолжению  реабилитации  жертв  политических  репрессий.  Но,  несмотря  на  масштабность  всех  изменений,  не  все  эти  преобразования  в  духовной  жизни  были  позитивными.

  Выход  за  рамки  коммунистического  догматизма  приобретал  новое  идеологическое  направление,  так  называемое  буржуазно-либеральное.

  Также  стоит  заметить,  что  освобождение  информации  нередко  доводило  до  конфронтации  взглядов  и  политических  баталий,  что  оказало  существенное  влияние  на  сферу  культуры,  общественных  наук  и  искусства,  которое  негативно  влияло  на  общественную  атмосферу.

Список  литературы:

  1. История  России  XX  —  начала  XXI  века  /  А.С.  Барсенков,  А.И.  Вдовин,  С.В.  Воронкова;  под  ред.  Л.В.  Милова.  —  М.:  Эксмо,  2006.  —  960  с.
  2. Культурология:  Учебное  пособие  /  Под  ред.  Проф.  Г.В.  Драча.  —  М.:  Альфа-М,  2003.  —  432  с.
  3. Пятый  съезд  СК  СССР  в  Кремлевском  Дворце  Съездов  //  OLD.RUSSIANCINEMA.RU:  Энциклопедия  отечественного  кино  СССР/СНГ.  2005.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://old.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept_id=2&e_chr_id=30&chr_year=1986  (дата  обращения:  15.09.2015).

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xxxiv/42855

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

Перелом в духовной жизни общества периода перестройки

Какова была роль гласности в политике перестройки.

Гласность была основным лозунгом политики перестройки в духовной и культурной жизни. Однако гласность подразумевала не полную свободу слова, а «полусвободу», т.е. разрешение говорить то, что требовалось руководству. Так, например, критика сталинизма использовалась для обоснования правильности проводимого новым руководством курса.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

Коммунистическая идеология была основанием, фундаментом советского строя. Поэтому утрата авторитета привела к идейному разладу в обществе, что в условиях экономического кризиса привело к разрушающим последствиям.

Общество перестало верить в лозунги, провозглашаемые руководством, перестало верить в само руководство. Никто уже не ждал построения коммунизма в будущем. Скептицизм и социальная апатия стали во многом характеризовать интеллектуальное состояние советского общества.

Надежда на рабочий энтузиазм масс в начале перестройки таким образом не оправдалась, экономический кризис только лишь усугублялся.

1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.

Гласность – политический термин времен перестройки, обозначающий политику ограниченной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Примером гласности можно назвать съезд Союза кинематографистов летом 1986 г., на котором было осуждено подавление свободы творчества.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

Роль СМИ в политике гласности была очень большой, т.к. средства массовой информации были средством борьбы за умы людей. Появлялись новые передачи на ТВ, пропагандирующие необходимость перемен. Стали транслироваться съезды народных депутатов СССР, партийные конференции КПСС, что привело к подъему гражданской активности населения.

Прекращение глушения западных радиостанций, открытие архивов для исследователей, новые газеты и журналы – все это привело к огромной волне информации, которая разрушила существовавшую систему мифов СССР, но так же создала новые мифы, в которых разобраться человеку в эпоху перемен было очень непросто. В процессе политики гласности идеология лишилась своей главной роли.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

Поворотным пунктом в религиозной политике стал 1000-летний юбилей крещения Руси. Начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. – более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Издается Библия. Состоялся Поместный собор, принявший новый устав и канонизировавший Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека и др.

Алексий II, ставший патриархом в 1990 г. заявил, что государству со своей идеологией придется потесниться в жизни человека.

У государства наметились изменения и в отношении других конфессий.

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

В литературной жизни политика гласности привела к печати большого количества ранее запрещенных произведений. Опубликованы работы Бродского, Платонова, Солженицына, Набокова, Замятина и др. В литературных кругах шли дискуссии о путях развития страны.

Часть писателей выступала за коренные преобразования, часть – за сохранение традиционного пути. В работах многих публицистов продвигалась мысль, что порочна сама существующая общественная система. Были изданы работы западных авторов о тоталитаризме.

Гласность затронула также кино и театр. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов, на котором было осуждено подавление свободы творчества. Появлялись фильмы антисталинского и антисоветского звучания, выпускались запрещенные ранее фильмы. В театре ставились постановки, по-новому трактующие эпоху революции и Гражданской войны.

Литература, кино и театр во многом подготовили общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1. Как вы понимаете тезис «социализм с человеческим лицом»?

«Социализм с человеческим лицом» – идея соединения социалистической доктрины с либерально-демократическими ценностями. Термин впервые употреблен в 1968 г. лидером компартии Чехословакии Дубчеком.

В СССР лозунг построения «социализм с человеческим лицом» характерен для первых этапов перестройки, когда некоторые послабления в виде политики гласности не подразумевали под собой смены существовавшей системы.

2. Познакомьтесь с одним из художественных произведений, упомянутых в параграфе, подготовьте сообщение о нем.

«Котлован» — антиутопическая повесть Андрея Платонова, написанная в 1930 году; социальная притча, философский гротеск, жёсткая сатира на СССР времён первой пятилетки.

По сюжету группе строителей дано задание построить так называемый «общепролетарский дом», цель которого — стать первым кирпичиком в утопическом городе будущего.

Однако строительство заканчивается на котловане будущего фундамента дома, дальше дело не идёт, и к строителям приходит понимание тщетности создания чего-либо нового на обломках уничтоженного старого, а возможно, и осознание того, что цель не всегда оправдывает средства.

На другом плане сюжета произведения бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего, будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у крестьян — один в качестве кровати, второй — в качестве коробки для игрушек) умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию.

Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи.

Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён изображены ярко и выразительно.

Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина.

Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.

3. Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа».

Да, в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Причем, актуализация истории шла как сверху, со стороны руководства, так и снизу, особенно из литературных кругов.

Для руководства критика предшествовавшего времени, в частности, сталинизма, была оправданием правильности выбранного курса. В условиях политики гласности страну захлестнула волна из художественных и публицистических произведений о временах революции, гражданской войны, сталинизма.

В большинстве своем эти работы крайне негативно описывали прошлое страны, что влияло на состояние умов населения.

Переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа», потому что постоянное очернение истории, мнение о том, что наша история ужасна привело к идее, что все в нашей стране плохо, всегда было плохо, и всегда будет плохо. Эти идеи привели к главной мысли, что сам наш народ – плохой, отсталый.

4. Сравните плакаты периода перестройки и советские плакаты 1950-1960-х гг. Что общего в духовной жизни общества в годы «оттепели» и в годы перестройки. Какие новые общественные явления нашли свое отражение в плакатном искусстве в конце 1980-х гг.

Плакаты периодов «оттепели» и перестройки апеллируют к энтузиазму масс, призывают к качественной и результативной работе. Плакаты полны оптимизма, призывают к активности, обращены зачастую к молодежи. Это является общей чертой для «оттепели» и перестройки.

Для плакатов перестройки характерна идея, что перестройка – это возврат к настоящим ленинским принципам. Также большое место в плакатном искусстве занимает антиалкогольная тема.

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?

Политика гласности привела к поляризации общественных настроений, потому что она вошла в острое противоречие с устоявшейся идеологической системой. Долгие годы люди жили в одном идейном пространстве, которое в середине 80-х годов начало активно разрушаться.

И в эту эпоху перемен часть населения не приняла новые веяния, а часть наоборот требовала радикальных преобразований. Поднявшаяся информационная волна несла негативное отношение к прошлому, к самой советской системе.

В Этих условиях людям было сложно разобраться, где правда, а где мифы – старые или новые.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/gorinov/41

Культура, идеология, социальная жизнь в СССР в период перестройки. урок. История России 9 Класс

Перелом в духовной жизни общества периода перестройки

После прихода к власти в СССР М.С. Горбачёв начал политику перестройки. Она включала в себя гласность, то есть открытость общества и смягчение, а затем и запрет цензуры и демократизацию государства.

Советские граждане, почувствовав долгожданную свободу, начали говорить на запрещённые темы; стали выпускаться запрещённые ранее книги, фильмы, писались и снимались и новые.

Однако всё это показало Советский Союз своим гражданам не с самой лучшей стороны: были, наконец, раскрыты тайны, о которых люди не ведали ранее: об ужасах сталинских репрессиях, настоящих методах построения социализма, стирании из истории некоторых государственных деятелей и так далее. Всё это повергло советских граждан в шок и изменило их отношение к своему государству. Обо всём этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Духовная сфера общества в СССР к 1980-м гг. нуждалась в изменениях. Советское общество долгое время жило под постоянным тотальным контролем государства. Это приводило к тому, что часть общества, несогласная с этим, была недовольна; другая часть общества теряла морально-нравственные и духовные ориентиры.

По мнению М.С. Горбачёва (рис. 1), положение в духовной и идеологической сфере советского общества необходимо было менять. Самым главным для руководителя государства было найти широкую поддержку его политики среди населения. М.С.

Горбачёв после того, как вступил в должность Генерального секретаря, наметил глобальные структурные изменения в партийной номенклатуре, политической верхушке общества.

И, начиная смену и сокращение старых кадров, ему и его правительству нужно было опираться на новые кадры и человеческие резервы. В этом ему помогла гласность (рис. 2).

Рис. 1. М.С. Горбачёв – Генеральный секретарь СССР (Источник) 

Рис. 2. Лозунги перестройки в СССР (Источник)

Впервые термин «гласность» был произнесён Горбачёвым на XXVII съезде КПСС (рис. 3) в 1986 г.

Первоначально под «гласностью» подразумевалась большая открытость партийной номенклатуры по отношению к советскому народу.

Были выдвинуты такие политические лозунги, как «За демократизацию советского общества», «Назад к Ленину», «Построим социализм с человеческим лицом».

Рис. 3. XXVII съезд КПСС (Источник)

Михаил Сергеевич и его правительство реформами во время перестройки запустили механизм демократизации советского общества. Начиная перестройку, М.С. Горбачёв и его соратники были уверены, что предоставляют советским гражданам долгожданную свободу, но не думали, что у них будут мысли о смене экономического и политического строя в дальнейшем.

Однако общество было на тот момент пресыщено советской идеологией. Поэтому с обретением долгожданной свободы оно вздохнуло с облегчением. Впервые в СССР начали публиковаться запрещённые романы Е.И. Замятина (рис. 4), например «Мы» (рис. 5). Также был опубликован запрещённый ранее А.И.

Солженицын (рис. 6), в частности его роман-эпопея «Красное колесо» (рис. 7) и «Архипелаг ГУЛАГ». Кроме того, были напечатаны и опубликованы «Дети Арбата» (рис. 8) А.Н. Рыбакова (рис. 9), «Белые одежды» (рис. 10) В.Д. Дудинцева (рис. 11).

Для советских читателей все вышеназванные произведения стали культурным шоком, так как о проблемах, написанных в данных книгах, никто раньше не говорил открыто. В число этих проблем входили сталинские репрессии, построение социализма на раннем этапе, межнациональные отношения и многое другое.

Советские люди раньше даже не знали о существовании этих проблем.

Рис. 4. Е.И. Замятин – советский писатель (Источник)

Рис. 5. Обложка романа «Мы» Замятина (Источник)

Рис. 6. А.И. Солженицын – советский писатель (Источник)

Рис. 7. Обложка романа-эпопеи «Красное колесо» Солженицына (Источник)

Рис. 8. Обложка романа «Дети Арбата» Рыбакова (Источник)

Рис. 9. А.Н. Рыбаков – советский писатель (Источник)

Рис. 10. Обложка романа «Белые одежды» Дудинцева (Источник)

Рис. 11. В.Д. Дудинцев – советский писатель (Источник)

В дальнейшем процесс гласности и демократизации становился всё более неподконтрольным советским властям. Кроме литературы, на службу гласности и демократии встало советское кино – самое важное из искусств в силу своей массовости и доступности.

Советский кинематограф времён перестройки поднимал проблемы, которые были крайне сложными для советских граждан, потому что раньше они замалчивались. Примерами таких фильмов могут служить «Завтра была война» (рис. 12), «Холодное лето пятьдесят третьего» (рис. 13).

Эти фильмы о давно минувших исторических событиях вызвали эффект взорвавшейся бомбы в сознании советских людей. Они привыкли жить в великой счастливой дружной стране.

Но эти фильмы показали им, что в прошлом Советского Союза было много страшных тайн: многих людей могли незаконно посадить, рабочих Новочеркасска на мирной демонстрации расстреливали в 1962 г., также были другие явления, которые не увязывались в сознании советских людей.

Рис. 12. Обложка фильма «Завтра была война» Ю.В. Кары (Источник)

Рис. 13. Обложка фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» А.А. Прошкина (Источник)

Последней каплей для полного культурного шока и недоумения советских граждан была история с реабилитациями. Очень быстро возник вопрос о советском наследии. В советской истории во времена Сталина было искажено множество имён знаменитых государственных деятелей: Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Л.Д.

Троцкий были убиты по приказу верховного вождя. Образы этих деятелей были демонизированы и сведены к набору обличительных штампов, а объективная информация о фактах их жизни и деятельности была закрыта. Когда этот поток лжи и обмана стал известен советским гражданам, они изменили своё отношение к государству.

Они перестали быть верными строителями коммунизма.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сделать выводы. С одной стороны вскрылась правда о советском государстве.

Граждане СССР узнали об ужасе сталинских репрессий и лагерей, о том, что советский политический режим на протяжении всего своего существования пользовался неблаговидными методами управления, а также многие другие вещи. С другой стороны Советский Союз не был таким уж плохим государством.

СССР выиграл Великую Отечественную войну; из отсталой страны он превратился в мощную индустриальную державу; советский космонавт был первым человеком, покорившим космос.

Список литературы

  1. Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. – СПб.: Норма, 2010.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012.
  4. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001: от Горбачева до Путина. – М.: Инфра-М, 2001. – 272 с. – ISBN 5-7777-0161-2.
  5. Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / Под ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Социально-политическая мысль, 2005.
  6. Шубин А.В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР. – М.: Вече, 2005.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Расскажите, как проходила демократизация и политика гласности в советском обществе в 1985–1991 гг.
  2. Приведите примеры произведений писателей и фильмов, ранее запрещённых в СССР, и кратко охарактеризуйте их.
  3. Каковы были последствия перестройки для советского общества? К чему это привело?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/kultura-ideologiya-sotsialnaya-zhizn-v-sssr-v-period-perestroyki?konspekt

Ушиб-Лечение
Добавить комментарий